Одна из целей специалиста — обнаружить участки головного мозга, которые работают некорректно и вызывают определенные нарушения в психической деятельности малыша. Через систему специально организованных воздействий и занятий нейропсихологу удается восстановить недостаточную функцию или полностью ее сформировать.
За помощью к нейропсихологу обращаются в случаях, когда ребенок:
· плохо усваивает школьную программу;
· испытывает трудности с запоминанием новой информации;
· отличается гиперактивностью;
· часто отвлекается, испытывает дефицит внимания;
· имеет патологический почерк — пишет буквы зеркально, пропускает символы, обрывает слова;
· говорит невнятно, имеет скудный словарный запас, заикается;
· слишком медлителен или суетлив;
· неловок в движениях, часто спотыкается, испытывает трудности с координацией;
· обладает эмоциональной неустойчивостью, испытывает постоянные страхи, плаксив;
· много спит и быстро устает.
Диагностика в нейропсихологии
Развитие высших психических функций ребенка помогают оценить разнообразные диагностические методики. Психологическое обследование проводится в присутствии родителей, занимает не менее одного часа, в некоторых случаях выполняется в несколько этапов.
Какие методы диагностики использует нейропсихолог:
· Беседа с родителями. Выслушивание жалоб, сбор информации об особенностях развития ребенка, взаимоотношениях в семье, вероятных причинах нарушения.
· Личный анамнез. Сбор данных о перенесенных заболеваниях, результатах медицинских и психологических исследований, мнениях педагогов и воспитателей.
· Тестирование ребенка. Использование опросников, специальных тестов, изучение детских рисунков, поделок, оценка результатов успеваемости, выполнение заданий в игровой форме.
Консультация нейропсихолога для ребенка завершается составлением заключения, домашних рекомендаций и плана психокоррекции. Нейропсихологическая диагностика подходит детям дошкольного и школьного возраста — до 13 лет.
Методы психокоррекции
Нейрокоррекцию рекомендуется начинать как можно раньше для достижения быстрых, устойчивых и значимых результатов. Работа может проводиться в группах или индивидуально по специально разработанной программе, которая включает:
· Двигательные упражнения и растяжки — помогают ребенку «подружиться» с собственным телом, развивают пространственное восприятие и координацию движений.
· Игры на память, логику, концентрацию внимания — совершенствуют познавательные навыки, повышают работоспособность, учат сообразительности.
· Глазодвигательные упражнения — развивают зрительное восприятие, избавляют от непроизвольных подергиваний мышц лица.
· Дыхательную гимнастику — способствует насыщению организма кислородом, нормализует эмоциональный фон, выравнивает мышечный тонус, способствуют развитию усидчивости.
· Артикуляционные приемы — направлены на улучшение речи, помогают внятно произносить слова и связывать их в предложения.
Устранение отдельных симптомов не считается поводом для завершения нейрокоррекции. Работа проводится до тех пор, пока не будет разрушен патологический механизм, который повлек за собой развитие нарушений.