Логопед — это специалист, который занимается профилактикой и коррекцией нарушений устной и письменной речи.
Каким образом правильно оценить состояние речи своего малыша? Как и когда ребенок должен заговорить? В каких случаях стоит волноваться, а в каких — просто подождать? Как не пропустить момент, когда ему, возможно, потребуется ваша помощь или помощь специалистов? Эти и другие непростые вопросы задают себе те родители, которым не безразлично, каким вырастет их малыш.
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка и под влиянием речи взрослых. Окружающая ребенка социальная и речевая среда является не только условием, но и источником развития речи. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие.
В каких же случаях стоит обращаться к логопеду?
Ребенок в 2 года не говорит, использует только лепетные слова, переставляет слоги в словах (неговорящие «молчуны»).
Ребенку 3 года, но его речь неразборчива и непонятна для окружающих.
Ребенок неправильно произносит звук.
Недостаточный словарный запас.
Не усвоены грамматические нормы языка. Ребенок неправильно согласует слова.
Ребенок не владеет связной речью.
Ребенок испытывает трудности в обучении чтению.
Заикание (логоневроз).
Ускоренная и замедленная речь.
Речевые расстройства на фоне глухоты и тугоухости.
Методика корректировки выявленных нарушений речи разрабатывается логопедом на основе проведенных обследований и данных анамнеза. Логопедические занятия проводятся по индивидуальным планам, с учетом психофизиологических особенностей ребенка и выявленных речевых нарушений. Педагог использует специальные упражнения, обучающие правильному дыханию и формированию собственной речи.
Сроки преодоления недостатков произношения и других речевых нарушений зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, регулярности занятий, а также помощи со стороны родителей.