ДЕФЕКТОЛОГ
Нарушения речи могут быть у здоровых детей, у которых они вызваны незрелостью речевого аппарата, неправильным примером (например, если один из родителей картавит, ребенок может бессознательно повторять за ним) и другими физиологическими причинами. Но в некоторых случаях дефекты вызваны общим нарушением — зрения, слуха, интеллекта — и «лечить» в этом случае изолированно только речь будет неправильно, это все равно что лечить головную боль обезболивающими таблетками, не разбираясь, а почему, собственно, голова болит. Именно такими детьми занимается дефектолог, для него важна не только правильная артикуляция, но и развитие ребенка во всех сферах: память, внимание, мышление и т. д.


Все первичные проблемы могут возникать по разным причинам: родовая травма, черепно-мозговая травма, генетические патологии. Более того, разделение по специализациям весьма условно, так как часто нарушение в различных сферах сочетаются, то есть дефектолог должен разбираться во всех направлениях и понимать, как помочь ребенку.

Различия между дефектологом и логопедом
Логопед
· Работает с обычными здоровыми детьми, которые имеют дефекты произношения.
· Занимается развитием речевого аппарата и правильной постановкой звуков, дикцией.
· К логопеду ведут детей от 3 лет и старше.
· Работает в основном с детьми.
· Получает образование на факультете педагогики или филологии.
Дефектолог
· Работает с детьми, которые имеют нарушения здоровья и особенности психофизического развития.
· Помимо развития речи занимается развитием интеллекта, памяти, мышления, учит выражать мысли, заполняет пробелы в знаниях.
· Дефектолог начинает работать с детьми с годовалого возраста.
· Работает и с детьми, и со взрослыми, которым требуется помощь после травм, инсультов и т. д.
· Получает образование на факультете коррекционной педагогики и психологии.

Несмотря на различия, между этими двумя профессиями есть и общее: ни дефектолог, ни логопед не являются врачами, оба специалиста должны разбираться в анатомии, физиологии, психологии, педагогике. Еще один общий момент — в первую очередь их работа направлена на коррекцию речевых нарушений и помощь в адаптации к жизни в обществе.